Hosted by uCoz

Пользовательского поиска

Главная


    Когда мы говорим о культуре поведения человека, мы не отделяем ее от его внутренней культуры, ибо хороший тон является проявлением именно внутренней культуры. И в этом смысле хороший тон - это не только умение правильно держать вилку, подать руку женщине при выходе из троллейбуса. Это понятие гораздо более широкое. Если в прошлом хорошие манеры сводились к показным правилам приличия, то в нашем обществе хороший тон наполнен прежде всего внутренним содержанием.
     Если даже выучить наизусть все учебники хорошего тона и все инструкции о том, где и как себя вести, воспитанным человеком не станешь. Воспитание - дело тонкое, кропотливое, длительное. Им занимаются родители, детсады, школа, высшие учебные заведения. И не год, не два, а десятки лет. Так что воспитанный человек уже сам по себе стоит очень многого - ведь в него вложен труд и опыт целых поколений. И бывает очень обидно, когда весь этот культурный капитал пропадет из-за того, что человеку забыли привить элементарные нормы поведения в обществе.
     Ведь трудно представить себе, скажем, человека, который, придя в гости, положил бы ноги на стол. Что бы о нем подумали окружающие?
     Это, конечно, пример грубый и нетипичный. Но ведь со многим подобным мы, к сожелению, встречаемся в жизни нередко. И, когда наблюдаешь проявление невоспитанности в трамвае, метро, на улице, при дружеской встрече, в гостях - одним словом, то, что мы называем "в обществе", обидно становится и за тех, кто допускает бестактность и грубость, и за тех, кто вынужден из-за этого страдать.
     Разумеется, легче всего давать советы и рецепты. Ведь если даже они упадут на благодатную почву, то принесут свои плоды только в том случае, если будут глубоко прочувствованы и крепко войдут в сознание. Из этих, казалось бы, мелочей, которые должны в результате самовоспитания и самодисциплины стать привычкой, и складываются те нормы этичности и тактичности, без которых немыслим человек в наши дни. Мы и так погрязли в злости, ненависти, грубости, хамстве.
     Начинать можно с малого. Общие правила поведения, внешней культуры, обязательные для каждого воспитанного человека, усвоить не так уж сложно. И тогда они могут стать тропиночкой, которая приводит к тому, что именуется безукоризненными манерами.
     Несколько обидно, что приходится оперировать терминологией чуть ли не прошлого века, но пока еще, к сожелению, не найдено новых определений для характеристики поведения человека в обществе. Может, и не нужно их искать - старых вполне достаточно. Впрочем, будем оптимистами. Наш век уже родил достаточно новых понятий, терминов, слов. Будем надеяться, что прогресс такого рода коснется и правил хорошего тона.
     Между прочим, умение общаться с окружающими не такая уж простая проблема. Правила поведения в обществе создавались веками и, как любое культурное наследие, еще ждут своих исследователей.
     Есть забавная история о происхождении хороших манер.
     Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали небольшую пещеру. Сбились в кучу - так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи пробовали самые различные комбинации, но никак не могли отыскать "золотой середины": то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. В конце концов ежи нашли то, что искали: устроились так, что никто никого не колол и всем было одинаково тепло. И вот это-то идеальное расположение, эту взаимоудобную позицую они и назвали "хорошими манерами".
     В этой побасенке спрятана важная мораль: в эпоху, когда коммуникабельность, то есть система общения, способность связи человека с человеком, необычайно возросла, выросло и значение культуры общения.
     Правило хорошего тона то же самое, что общий, всем понятный язык. Не собираюсь делать открытия, говоря, что иногда минутного разговора бывает достаточно, чтобы определить степень культуры и образованности собеседника. Точно так же обстоит дело и с умением вести в обществе: несколько минут наблюдения за совершенно незнакомым человеком, за его манерой поведения дают возможность создать о нем довольно точное представление.
     Конечно, внешняя культура не заменяет и не может подменить собою культуру внутренней, культуры интеллекта. Вышколенный светским воспитанием аристократ, с детства впитавший в себя все премудрости дворцового этикета, очень часто оказывается человеком ограниченным и примитивным. Внешний лоск в таком случае служит лишь средством скрыть отсутствие подлинной культуры. Но всесторонне образованный человек никогда не позволит себе в обществе, которое он уважает, нарушить правила приличия, правила общепринятого поведения. Разумеется, за исключением тех случаев, когда он умышленно шокирует окружающих, когда он своим поведением протестует против условностей враждебного ему мира.
     Но это исключение только подчеркивает общее правило: воспитанный человек всегда легко найдет ту линию поведения, которая наиболее правильна для каждого отдельного случая.
     "Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость" - сказал мудрый писатель Сервантес.
     Нет ничего проще, чем вести себя как принято, не доставляя хлопот окружающим и чувствуя себя свободным. И нет ничего труднее, чем овладение этой свободы, иначе говоря, хорошими манерами, для того, кто не осознал значения этих манер в повседневной жизни.
     В последнее время наметился некоторый "воспитательный крен": очень много стали писать на тему "Как себя вести". Иной раз журналы и газеты дают столько советов по поведению, что можно подумать, будто кругом ходят одни только хамы и маловоспитанные люди. Но если говорить серьезно, то, оглядевшись по сторонам, радостно бывает отметить, что все-таки людей воспитанных, людей, умеющих вести себя в обществе культурно, значительно больше, чем сознательных и несознательных грубиянов.
     Но, с другой стороны, бытовой этикет далеко еще не пройденный этап в воспитательной и просветительной работе. Потому что, рассуждая практически, почти каждый хочет знать, как нужно вести себя. Но не каждому удается в этом отношении восполнить пробелы своих знаний.
     У одних просто времени не хватает. Вторые где-то в глубине души все-таки подозревают, что уж кто-кто, а они-то сумеют себя показать в самом "наисветском" обществе. А третьи справедлива, как им кажется, рассуждают, что, мол, с дипломатами иностранных государств им пить пиво едва ли придется, а свой брат дипломат всегда готов простить недостаток светского воспитания.
     А почему так происходит? Потому что, как давно подметили психологи, существует некая человеческая аномалия: слова "надо", "нужно" и похожие на них производят гораздо меньшее впечатление, чем слова " не надо" и "нельзя".
     Вот так родилась мысль создать спутника-советчика "Как не надо себя вести".
     И чтобы в нем согласно заглавию конкретно ставился вопрос, чего не должен делать человек в различных ситуациях - бытовых, семейных, а может быть, даже и производственных.
     Итак, как же не надо себя вести?
Яндекс.Метрика