Hosted by uCoz

Пользовательского поиска

Как не надо принимать гостей


    Последующее утверждение может многим показаться странным (чтобы не сказать грубее), но тем не менее: гостей не надо принимать слишком пышно.
     А один польский поэт-сатирик сказал: - "Убить бы того, кто придумал быть хозяином дома - лучше всегда быть гостем".
     Дело тут не в назойливости гостей (хотя и без этого иной раз не обходится), а в превратно понимаемой традиции гостеприимства.
     В некоторых странах и у некоторых народов гостеприимство становилось просто бедствием. Представьте себе, что в ваш дом приезжает знакомый (сосед, приятель, тем более - близкий родственник!) с пышной свитой, со своими приятелями, знакомыми, слугами. По законам гостеприимства вы обязаны устроить "пир на весь мир" - накормить и напоить всех, одарить гостей подарками, упросить остаться еще на день, на два...
     Только очень состоятельному хозяину под силу было регулярно выдерживать такое нашествие гостей! А бедный человек, если он пытался удержаться "на уровне", разорялся в течение года или двух!
     Сейчас, в наш век, это гостеприимство, хотя и сохранилось еще кое-где, в целом уже отошло в прошлое. Жаль? Да, с точки зрения гостя. И очень хорошо, что отошло,- с точки зрения хозяина.
     Представьте, что в вашу небольшую квартиру вдруг явилась целая вереница гостей, а вы к этому совершенно не подготовлены. Представили? А теперь возблагодарите тех, кто придумал науку о культуре поведения и правила хорошего тона. Они подскажут вам, как надо себя держать.
     Основные правила: если хотите кого-то пригласить к себе, то предупредите его не меньше чем за три дня до назначенного срока.
     Нельзя сказать: "Приходите как-нибудь" - вы же не сообщили, когда будете дома. Так можно поступать только по отношению к очень близким друзьям и родственникам, которые заходят к вам запросто и отлично знают ваш распорядок дня.
     Нужно точно назвать приглашенному час, когда вы будете его ждать, и указать цель приглашения: обед, чай, ужин. Дело в том, что обедают во многих семьях по-разному, и поэтому только указание часа ничего еще не дает. Гость может подумать, что названные вами семнадцать часов - это время чая, а на самом деле в это время вы обедаете.
     Учтите, что человек, который сказал вам: "Я завтра часов в пятнадцать забегу к тебе!", может уже считать себя приглашенным в гости, если вы не успели запротестовать.
     Теперь о том, сколько человек можно звать в гости. Когда-то было написано в одном учебнике хороших манер: "Гостей должно быть столько, чтобы они не мешали друг другу".
     Что это означет?
     Не надо приглашать гостей больше, чем у вас сидячих мест в доме. Не надо созывать гостей больше, чем есть в доме посуды. Иначе вам придется бежать к соседям занимать посуду, ибо не станете же вы предлагать гостям есть из одной тарелки или чашки.
     Не надо ничего готовить при гостях: все должно быть приготовлено и уложено на блюдах заранее. Вид мечущейся по кухне хозяйки или хозяина всегда портит настроение гостям.
     Только в очень узком, интимном кругу хозяин или хозяйка могут себе позволить это.
     Хозяева должны быть одинаково внимательны ко всем гостям - сколько бы их ни было и кем бы они ни являлись.
     Вежливость хозяев заключается в том, чтобы гость чувствовал себя свободно и непринужденно. Не нужно букально понимать слов: "Чувствуйте себя как дома!"
     Дома, может быть, вы не носите пиджака, а ходите в пижаме, а всем видам обуви предпочитаете шлепанцы. Но в принципе хозяева должны создать такую атмосферу, при которой каждый из присутствующих не чувствовал бы себя стесненным.
     Хозяин не имеет права оставлять гостей одних. Если ему все же нужно отлучиться на минуту по хозяйственным делам, то следует попросить извинения у гостей.
     На званые обеды или ужины гости приходят в праздничной одежде. До начала обеда (или ужина) гостей стараются чем-нибудь занять - беседой, легкими напитками, хозяину следует быть внимательным - следить, чтобы никто не сидел в одиночестве и не скучал.
     В первой паре к праздничному столу хозяин ведет самую уважаемую гостью. Хозяйка с самым почетным гостем идет последней. Но садится за стол первой именно хозяйка.
     Места должны быть распределены заранее, чтобы никто не оказался без места.
     Если стол круглый, хозяйка и хозяин садятся друг против друга.
     Места справа и слева от хозяйки считаются самыми почетными.
     Удачный прием зависит во многом и от того, как был организован стол. Речь идет не о качестве и разнообразии блюд (это отдельный разговор), а о том, как надо и как не надо угощать.
     Слишком настойчиво угощать не следует - более двух раз кушанья предлагать не принято.
     Мелкие инциденты - разбитый стакан, опрокинутый бокал - не должны никем замечаться. Хозяева обязаны отвлечь внимание от этого обеденного ЧП шуткой, анекдотом, новостью.
     Как гласит чешская пословица: "Ни одно пятно еще не было смыто потоком извинений".
     Пятно на скатерти или - что хуже - на платье не следует тут же приниматься счищать. В большинстве случаев это бесполезно да и бестактно - не следует привлекать внимание всех гостей к вашей неприятности.
     Очень неуместно и бестакно упрекать виновницу или виновника инцидента в происшедшем. Хозяин не имеет права и слова сказать, и бровью повести даже в том случае, если погиб любимый бокал. Никакая вещь в мире не стоит того, чтобы из-за нее портить отношения.
     Но иногда муж (или жена) пострадавшего начинают выговаривать своей "половине" за то, что облито или разбито. Вот здесь уж требуется весь такт и хозяйки или хозяина, чтобы предотвратить назревающий скандал или семейную ссору.
     Огромное значение имеют так называемые "застольные обычаи". Их много, и большинство из них в наши дни утратили свой смысл. Но об одном, самом важном, хочется сказать особо. Конечно, вы уже догадались - речь идет о вине.
     Обычай "Пей до дна!" - один из самых популярных. И самых бестактных, чтобы не сказать больше.
     Каждый должен пить соответственно своим желаниям, склонностям, вкусам. Один любит выпить, другой не может пить много из-за каких-либо врачебных предписаний, третий просто не любит пить, четвертый не любит именно это вино, пятый не привык пить из таких бокалов и т.д. Причин может быть множества, и каждая заслуживает уважения с точки зрения культуры поведения, с точки зрения хороших манер.
     Нельзя силой - а организованный и спровоцированный кем-либо из гостей коллективный вопль "Пей до дна!" и есть прямое применение силы - заставлять делать гостей то, чего они не хотят! Ведь это противоречит всем основам гостеприимства! И тем не менее очень часто отыскивается какой-либо гость, который начинает за столом, в обществе действовать по принципу "Пей до дна!": не только сам пьет (это его личное дело), но и других заставляет.
     Такого рода гостя следует в дальнейшем избегать приглашать в дом. Если, конечно, он не сумеет понять своей бестактности.
     Такими же "питейными призывами" являются восклицания: "Штрафную!"
     Застолье - большая наука. Недаром руководитель стола - тамада пользуется беспрекословным авторитетом в Грузии, а теперь обычай выбирать тамаду распространился далеко за пределы Кавказа.
     Искусство тамады - очень сложное искусство. Тосты хорошего тамады являются произведениями искусства, а при мастерском исполнении сила их воздействия на гостей увеличивается во много раз. Причем у хорошего тамады никогда не бывает пьяных за столом, никогда не возникает конфликтов, а если и случается что-нибудь (какое застолье не без грехов!), то опять тамада всегда найдет выход из положения, и все пойдет дальше своим чередом.
     Позволим себе привести один из шутливых грузинских тостов, всегда вызывающих улыбку присутствующих:
     "У меня есть желание приобрести дачу на берегу моря, но нет такой возможности. У меня есть возможность приобрести козу, но нет такого желания. Так выпьем же, друзья, за то, чтобы наши возможности всегда совпадали с нашими желаниями".
     Обычай выбора руководителя стола - если за столом больше пяти человек - конечно, не избавляет от других забот. Но он всегда приносит свои добрые результаты, если выбор тамады сделан правильно.
     Однако даже лучшие обычаи не следует воспринимать автоматически. Перенесенные на чужую почву, лишенные национальных традиций, они часто выглядят чуждо и становятся даже скучными. Поэтому внедрять чужие застольные достижения нужно с опаской и известной осторожностью.
     Гостеприимство не терпит догм и канонов. Можно нарушать любое правило или изобретать новые при одном условии: чтобы это было удобно всем и каждому.
Яндекс.Метрика